Принципы программирования для фронтенд-разработчиков-самоучек
Выжимка статьи: Programming principles for self taught front-end developers
Автор, фронтенд-разработчик-самоучка с более чем 20-летним опытом, делится ключевыми принципами программирования, которые действительно влияют на повседневную работу. В отличие от абстрактных "законов", эти правила-ориентиры помогают писать лучший код прямо во время разработки, не требуя предварительного проектирования всей системы. Часто встречающиеся принципы, такие как "Преждевременная оптимизация — корень всех зол" или YAGNI (You Aren’t Gonna Need It), бывают не сразу применимы на практике. DRY (Don’t Repeat Yourself) призывает избегать дублирования кода, но в сочетании с YAGNI может создать путаницу о том, когда рефакторить.
Для решения этой дилеммы существует прагматичный "Принцип трёх" (Rule of Three). Он гласит: рефакторинг или оптимизация должны происходить только после того, как вы напишете один и тот же код трижды. Первый раз вы просто пишете код, чтобы он работал; второй раз — копируете его с минимальными изменениями; и только на третий раз обобщаете его в единую реализацию. Это гарантирует, что вы достаточно хорошо понимаете необходимую функциональность и правильный уровень абстракции.
Ещё один ценный принцип — "Сначала сделай так, чтобы работало, потом сделай правильно, потом сделай быстро" (Make it work, make it right, make it fast), приписываемый Кенту Беку. Он помогает расставлять приоритеты: сначала код должен просто работать, затем он должен быть корректным, и только потом его можно оптимизировать по скорости.
Другие важные принципы включают "Идемпотентность" (Idempotency), означающую, что функция всегда даёт один и тот же результат при одних и тех же входных данных, что упрощает рассуждения о системе. "Принцип единой ответственности" (Single Responsibility Principle) гласит, что функция должна иметь только одну причину для изменения, что часто можно проверить, описывая её без союза "и". Наконец, принцип "Один уровень абстракции" (One Level of Abstraction) призывает к тому, чтобы все операции внутри функции находились на одном уровне детализации, избегая смешивания низкоуровневых операций с бизнес-логикой. Следуя этим принципам, вы сможете создавать более читаемый, поддерживаемый и легко рассуждаемый код, что значительно улучшает качество разработки.
Оригинал статьи: Programming principles for self taught front-end developers